ВВЕДЕНИЕ

У чебное пособие разработано на основе государственного общеобразовательного стандарта и по программе курса "Механика", которая предусматривает изучение курсантами высшего авиационного училища важнейших разделов дисциплин "Теоретическая механика", "Сопротивление материалов", "Теория механизмов и машин" и "Детали машин" и расширение на этой основе фундамента общеинженерной подготовки.

Основная цель, достигаемая в результате изучения курса механики, заключается в формировании у обучаемых основ специальных дисциплин, а так-же основ технического мышления, инженерной интуиции и общетехнической культуры.
Основная задача настоящего учебного пособия - дать обучаемым основы знаний по Механике, познакомиться с основными положениями, рассматриваемыми в курсе, приобрести практические навыки в решении типовых задач.
Развитие авиационной техники сопровождается коренными изменениями и значительными усовершенствованиями ее материальной части. Чтобы осво-ить современную авиационную технику, умело ее обслуживать и рационально эксплуатировать, надо сочетать практический опыт с теоретической подготов-кой. При этом следует помнить, что успешное и сознательное овладение теоре-тическими основами авиационной техники невозможно без знания общих законов механики.
Механика является научной основой многих технических дисциплин и важнейших направлений развития современной техники. В сложившейся сис-теме подготовки инженера-пилота она служит научной базой таких дисциплин, как аэродинамика, динамика полета и практическая аэродинамика, конструкция воздушных судов, теория и конструкция авиадвигателей.
В первом разделе учебного пособия рассматривается часть механики, изучающая законы равновесия и движения материальных точек и абсолютно твердых тел. Выводы, к которым приводит теоретическая механика, примени-мы к любому механическому движению.
Для задач техники особенно важно применение выводов теоретической механики к вопросам, связанным с исследованием и конструированием различ-ного рода механизмов и машин.
Во втором разделе пособия излагаются вопросы сопротивления мате-риалов. Изложение материала дается в элементарной форме, доступной для понимания. Для лучшего усвоения материала приведены примеры с решениями из авиационной практики, которые помогут понять работу деталей при дейст-вии на них внешних сил.
Теория механизмов и машин дает ключ к решению двух основных задач: 1) анализ механизмов - исследование структуры, кинематики и динамики; 2) синтез механизмов - методы построения механизмов и машин.
В разделе "Детали машин" даются основы проектирования механизмов, стадии разработки, требования к деталям, критерии работоспособности и влияющие на них факторы.
Развитие механики определялось потребностями общества с древних времен и тесно связано с сооружением крупных оросительных систем, строи-тельством древних городов, с постройкой судов, созданием военных метатель-ных машин и т.д. Слово механика происходит от греческого "механэ" - орудие, машина.
Основоположником механики как науки является великий греческий математик и механик Архимед (287 - 212 гг. до н.э.), который создал теорию рычага и раз-работал учение о центр тяжести, заложил основы статики и гидростатики. Исключительно важное значение для развития механики имели работы-великого итальянского ученого Галилео Галилея (1564 - 1642). Он сформулиро-вал принцип относительности классической механики и принцип инерции, ус-тановил законы свободного падения тел. Галилеем была построена теория дви-жения тяжелого тела по наклонной плоскости и теория движения тела, брошен-ного под углом к горизонту.
Последователем Галилея в области механики был Христиан Гюйгенс (1629 - 1695), который сформулировал понятия центростремительной и центро-бежной сил, исследовал колебания физического маятника, заложил основы тео-рии удара. В 1687 г. вышла в свет книга Исаака Ньютона (1642 - 1727) "Математиче-ские начала натуральной философии". В этой книге он создает стройную сис-тему основных законов динамики. Он впервые вводит понятие массы, исходя из законов Кеплера, он математически установил закон всемирного тяготения, а затем доказал, что если этот закон справедлив, то планеты должны двигаться по законам Кеплера.
Период развития механики после Ньютона связан с именами Л.Эйлера (1707 - 1783), Ж.Л. д'Аламбера (1717 - 1783), Ж.Л.Лагранжа (1736 - 1813). Большой вклад в развитие механики и решение отдельных ее важных за-дач внесли наши соотечественники:
- М.В.Ломоносов (1711 - 1765), открывший законы сохранения материи и энергии;
- М.В.Остроградский (1801 - 1861), завершивший исследования ряда анали-тических методов механики;
- С.В.Ковалевская (1850 - 1891), решившая одну из труднейших задач меха-ники твердого тела с одной неподвижной точкой;
- А.М.Ляпунов (1857 - 1918), разработавший теорию устойчивости движения;
- И.В.Мещерский (1859 - 1935), положивший начало механике тел перемен-ной массы;
- К.Э.Циолковский (1857 - 1935), стоявший у истоков теории реактивного движения и практической космонавтики;
- А.Н.Крылов (1863 - 1945), создавший прикладную механику теории корабля и много сделавший для разработки приближенной теории гироскопов;
- Н.Е.Жуковский (1847 - 1921) - отец русской авиации, основоположник аэродинамики и динамики полета;
- С.А.Чаплыгин (1869 - 1942) - ближайший ученик Н.Е.Жуковского, основоположник аэродинамики сверхзвуковых скоростей.








Hosted by uCoz