Век, в котором мы живем, называют по-разному: и веком космоса, и автоматики, и атомным веком, и веком электроники, но как бы его не называли, основой технического прогресса была и остается машина.
Машина должна быть прочной, надежной в работе, высокопроизводительной, но, вместе с тем, легкой, с минимальными материалоемкостью и энергозатратами, не должна загрязнять окружающую среду, должна соответствовать требованиям технической эстетики и эргономики.
Так что же такое машина?
Машина – механизм, предназначенный для выполнения полезной работы, служащий для облегчения умственного и физического труда человека. В зависимости от основного назначения машины подразделяют на энергетические, технологические и информационные.
Механизмом называется искусственное сочетание твердых тел, предназ-наченное для преобразования определенного движения одного или нескольких твердых тел в требуемые движения других твердых тел (механизм выпуска шасси, механизм управления закрылками).
Звено - твердое тело, входящее в состав механизма. Стойкой называют звено, принимаемое за неподвижное.
Звено, которому сообщается движение, преобразуемое в требуемые движения других тел, называют входным звеном.
Звено, совершающее движение, для выполнения которого предназначен механизм, называют выходным звеном.
В зависимости от конструкции звено может быть простым, т.е. выполненным без сборочных операций, или составным. В таком случае простое звено и отдельные элементы сложного звена называют деталями.
Звенья различают по конструктивным признакам (зубчатое колесо, поршень, вал и т.д.), по деформативности (гибкое и жесткое звено), по характеру их движения: кривошип – звено, совершающее полнооборотное вращательное движение вокруг неподвижной оси;
коромысло – звено, совершающее вращательное движение на неполный оборот;
шатун – звено, совершающее плоское движение;
ползун – звено, совершающее возвратно-поступательное движение;
кулиса – подвижная направляющая;
камень – ползун, перемещающийся по кулисе.
Кинематическая пара – подвижное соединение двух соприкасающихся звеньев, допускающих их относительное движение.
Кинематическая пара, у которой соединение двух звеньев происходит по поверхности, называется низшей, в тех случаях, когда соединение двух звеньев происходит по линии или точке, такую кинематическую пару называют высшей.
Высшие кинематические пары имеют компактную конструкцию и меньшие потери на трение, чем низшие пары. Но низшие пары более износостойкие, обладают большей нагрузочной способностью.
По предложению акад. И.И. Артоболевского кинематические пары делят на классы.
Для свободного тела в пространстве число степеней подвижности равно шести, тогда H = 6 – S, где S – число наложенных условий связи, изменяющееся от 1 до 5. При S = 6 кинематическая пара становится жестким звеном, а при S = 0 кинематической пары не существует.
При S = 1 кинематические пары имеют пять степеней подвижности и относятся к первому классу, при S= 2 – четыре степени подвижности и относятся ко второму классу. Наибольшее распространение получили кинематические пары 5 класса (одноподвижные). К ним относятся поступательная, вращательная и винтовая пары.
Кинематическая пара и её условное обозначение |
Шар-плоскость
|
Цилиндр-плоскость
|
Сферическая
|
Цилиндрическая
|
Поступательная
|
Плоскостная
|
Сферическая
|
Вращательная
|
|||
Винтовая
|
|||||
|
5/1 |
4/2 |
3/3 |
2/4 |
1/5 |
Число степеней свободы / класс пары |
Кинематические цепи. Систему звеньев, связанных между собой кинематическими парами, называют кинематической цепью. Если звенья совершают движение в одной плоскости, кинематическая цепь будет плоской, в противном случае – пространственной.
В зависимости от строения кинематическая цепь может быть замкнутой и разомкнутой, простой и сложной. В замкнутой кинематической цепи (рис.3.1а, в) каждое звено входит не менее чем в две кинематические пары, в разомкнутой цепи (рис. 3.1б, г) имеются звенья, входящие лишь в одну кинематическую пару.
Простой (рис. 3.1а, б) называют кинематическую цепь, у которой каждое звено входит в соединение с другим звеном с помощью одной или двух кинематических пар. В противном случае цепь называют сложной (рис.3.1 в, г).
Рис. 3.1