Статика
Пример 1. Ось одного из колес шасси вертолета крепится к фюзеляжу с помощью трех шарнирно закрепленных подкосов 1, 2, 3. Подкос 2 расположен в плоскости XOZ, а подкос 3 – в плоскости YOZ. Колесо нагружено тремя силами: F1= 4 кН, F2 =25 кН, F3 =8 кН, углы α = 30°, β = 60°. Определить усилия в подкосах 1, 2, 3, считая, что линии действия всех сил пересекаются в точке О. Весом подкосов пренебречь.
Рис. 1
Решение. Рассмотрим равновесие колеса. На колесо действуют три активные силы , , и наложены связи – невесомые стержни 1, 2, 3. На основании аксиомы освобождаемости от связей, мысленно отбрасываем связи, заменяя их действие реакциями , ,, направленными от узла (растянутыми).
Составляем уравнения равновесия для колеса, находящегося под действием пространственной системы сходящихся сил , ,, , и . Силы , , и лежат в плоскости XOZ, силы и лежат в плоскости ZOY:
Знак “минус” в полученных значениях усилий и означает, что эти стержни в действительности сжаты.
Пример 2. Полетный вес самолета G = 30 кН, сила тяги P = 5 кН и проходит через центр тяжести самолета. Даны расстояния: a = 0,1 м; b = 0,06 м; L = 5 м. Найти подъемную силу`, силу лобового сопротивления и силу`, нагружающую горизонтальное оперение, если самолет находится в равновесии.
Рис. 2
Решение. Рассмотрим равновесие самолета, к нему приложены две заданные силы, сила тяги и вес и три искомые силы: подъемная , сила лобового сопротивления и сила, действующая на горизонтальное оперение`.
Поместим начало координат в центре тяжести самолета, в точке C, ось X направим по направлению полета, ось У по вертикали вверх. Имеем плоскую систему произвольно-расположенных сил, составим три уравнения равновесия:
Xi = 0; P – Q = 0; Q = P = 5 kH;
Yi = 0; Y – Yг.о. – G = 0;
M0(Fi) = 0; – G·a + Yг.о.·(L – а) – P·b = 0;
Yг.о. = P·b + G·a / L – a = 5·0,06 + 30·0,1 /4,9 = 673 H.
Из второго уравнения:
Y = Yг.о. + G = 30,673 kH.
Кинематика
Пример 3. При взлете самолет совершает разбег по закону x = 1,8t2, где
x измеряется в метрах, а время t – в секундах. Определить длину и время разбега, если скорость отрыва равна 320 км/ч.
Решение. Находим скорость самолета при разбеге в зависимости от времени V = dx/dt = 3,6t м/с. Учитывая, что конечная скорость разбега равна скорости отрыва Vотр = 320км/ч 89 м/с, определяем время разбега:
Vотр = 3,6t => t = Vотр/3,6 = 24,7 c.
Тогда длина разбега l = x = 1,8t2 = 1097 м.
Пример 4. При штопоре центр масс спортивного самолета движется согласно уравнениям: x = 8sin 1,8t; y = 8cos 1,8t; z = 34t + 3t2, где координаты x, y, z измеряются в метрах, а время t – в секундах. Ось OZ направлена вниз. Определить скорость, полное, касательное, нормальное ускорения и радиус кривизны траектории самолета в начальный момент времени.
Решение. Находим скорость центра масс самолета для момента времени t = 0:
полное ускорение:
Находим касательное ускорение
Вычисляем нормальное ускорение из формулы
Определяем радиус кривизны траектории:
Пример 5. Посадочная скорость самолета V0 = 288 км/ч = 80 м/с, ускорение от сил торможения постоянно и равно = 4 м/с2. Определить уравнение движения самолета после приземления, длину и время пробега.
Решение. По известным кинематическим характеристикам движения точки найдем уравнение движения. Движение самолета замедленное.
Запишем выражения для равнопеременного движения
и ,
т.к. скорость в конце пробега будет = 0, то время
t = V0 /ax = 20 c,
тогда длина пробега
L = S = 8C·20 – 4·400/2 = 800 м.
Вращательное движение твердого тела
Пример 6. С момента выключения мотора пропеллер самолета, вращающийся с угловой скоростью, соответствующей n = 1200 об/мин, сделал до остановки 80 оборотов. Найти, сколько времени прошло с момента выключения мотора до остановки пропеллера, считая его вращение равнозамедленным.
Решение. Воспользуемся формулами равнопеременного вращения тела: и
считая = 0 и в момент остановки ω = 0 будем иметь:
и
Если пропеллер сделал 80 оборотов, то его угол поворота φ = 2π80 = 160π радиан, причем ω0 = πn/30 = 40π 1/с.
Таким образом получаем два уравнения:
Отсюда находим:
ε = 40π/t; 160π = 40πt – ,
следовательно
t =
Пример 7. При выходе на рабочий режим ротор газотурбинного авиадвигателя вращается согласно уравнению φ = 200πt + 15πt2 , где φ измеряется в радиалах, а время t – в секундах. Определить скорость и ускорение расположенного на расстоянии R = 475 мм от оси вращения центра тяжести лопатки ротора через 4 с после начала вращения.
Решение. Используя дифференциальные зависимости между углом поворота и угловой скоростью, угловой скоростью и угловым ускорением:
и
найдем
Находим скорость и ускорения центра тяжести лопатки
V = ω ·R = 320π ·0,475 = 477,3 м/с,
касательное ускорение – at = e × R = 30p × 0,475 = 44,8 м/с2,
нормальное ускорение – аn = w2×R = (320p)2× 0,475 = 479570,9 м/с2.
При вращении тел с большими угловыми скоростями, касательное ускорение точки ничтожно мало по сравнению с нормальным ускорением, поэтому принимаем ускорение центра тяжести лопатки
Пример 8. Зубчатое колесо 1 с числом зубьев z1 = 80 начинает вращаться равноускоренно из состояния покоя с угловым ускорением ε = π 1/c2 и приводит в движение находящееся с ним во внутреннем зацеплении колесо 2 с числом зубьев z2 = 20.
Определить угловую скорость колеса 2 и ускорение точки В, лежащей на ободе этого колеса через 10 с после начала движения, если радиус колеса 2 равен r2 = 150 мм.
Решение. Допустим, что колесо 1 вращается в направлении, противоположном движению часовой стрелки, тогда скорость точки С зацепления колес будет направлена как указано на рис. 6 и, следовательно, колесо 2 будет вращаться в том же направлении, что и колесо 1, т. е. против часовой стрелки.
Для скорости точки С, принадлежащей одновременно и колесу 1 и колесу 2, будем иметь:
Vc = ω1 ·r1 = ω2 ·r2,
где ω1 и ω2 – угловые скорости колес 1 и 2, а r1 и r2 – их радиусы. Следовательно, Но 2π r1 = z1· p, а 2π r2 = z2· p, где p – шаг зубчатых колёс, отсюда
или , а потому , т.е. угловые скорости сцепленных зубчатых колес обратно пропорциональны числам их зубьев,
Рис. 3
следовательно,
согласно формуле ω = ω0 + εt, получим ω1 = ε1·t = π·t 1/c, а потому ω2 = 4πt 1/c,
при t = 10 c, ω1 = 10π 1/c, ω2 = 40π 1/c.
Угловое ускорение второго колеса будет равно
Найдем скорость и ускорения точки В:
Vв = w2×r2 = 40p×0,15 = 6p = 18,8 м/с;
= e2×r2 = 4p×0,15 = 0,6p = 19 м/с2;
>= w2 2 ×r2 = (40p)2 ×0,15 = 240p2 = 2366,3 м/с2;
ав == 2366,3 м/с2.
Плоскопараллельное движение твердого тела
Пример 9. Кривошип ОА = r = 20 см центрального кривошипно-ползунного механизма ОАВ вращается с постоянным угловым ускорением
ε0 = π/4 с-2 и с помощью шатуна АВ = l2= 60 см приводит в движение ползун В, перемещающийся в горизонтальных направляющих вдоль прямой, проходящей через ось шарнира О (рис.4).
Для момента времени t1 = 2c построить мгновенный центр шатуна АВ и определить скорость и ускорение ползуна В, а также угловую скорость и угловое ускорение звена АВ, если φ0 = - 5/4π рад, ω0 = π 1/с.
Решение. Строим в масштабе механизм для заданного момента времени t1 = 2 сек. Предварительно вычисляем угол φ, определяющий положение кривошипа. При ε1 = const вращение кривошипа будет равнопеременным, и угол φ будет изменяться по закону:
Подставив значения φ0 , ω0 , ε , получим
при t = 2 с, φ = 45° (рис.4).
Рис. 4
В рассматриваемом механизме кривошип является ведущим звеном, так как движение его задано. Находим скорость точки А, принадлежащей одновременно кривошипу и шатуну АВ
VA = r ·ω.
Вектор скорости перпендикулярен оси кривошипа.
Угловую скорость ω1 кривошипа найдем из выражения
тогда VA = 0,2 ×p/2 = 0,1p м/с.
Ползун В совершает поступательное движение, и направление вектора VB его скорости нам известно.
Определяем мгновенный центр скоростей шатуна АВ. Он лежит в точке Р пересечения перпендикуляров к векторам скоростей и .
Перейдем к определению модуля скорости VB, который может быть определен с помощью теоремы о проекциях скоростей двух точек тела и с помощью мгновенного центра скоростей.
Применим оба способа.
1.
откуда
Угол α определим из треугольника ОАВ по теореме синусов
.
После преобразований для можно получить такое выражение:
2.
Расстояния АР и ВР определяем из треугольника АВР. В нем известны все углы и сторона АB = l2.
На основании теоремы синусов
>
откуда
или
Подставляя в выражение для скорости , имеем
получили то же самое выражение, что и первым способом.
Определяем угловую скорость шатуна АВ:
таким образом, в момент t1 = 2 c угловая скорость ω2 = ωАВ = 0,38 1/с.
Определяем ускорение ползуна В.
Вектор ускорения направлен вдоль прямой ОВ (рис.4)
Вычислим модули векторов , , >:
Ускорение определяем по формуле
Спроецируем векторное равенство для на прямую АВ и ей перпендикулярную:
<![endif]-->
откуда
при t1 = 2 c ,
.
Таким образом, угловая скорость шатуна ωАВ и его угловое ускорение εАВ имеют разные знаки. Следовательно, движение шатуна происходит замедленно.
Сложное движение точки
Пример 10. Вертолёт снижается вертикально согласно уравнению
Z = 5t + 2t2,
а его несущий винт вращается по закону
φ = 30t + 3t2,
где z – координата (м); φ – угол поворота (рад); t – время (с). Ось OZ направле-на вниз. Определить абсолютное ускорение точки лопасти винта, лежащей на расстоянии 2 метра от оси вращения в момент времени t = 2 с (рис.5).
Решение. Неподвижную систему отсчёта свяжем с Землёй, а подвижную – с вертолётом. Тогда вращение винта по закону φ = ƒ(t) будет представлять собой относительное движение, а движение вертолёта вниз – переносное. Скорость и ускорение переносного движения будут равны
Ve = = 5 + 4t =13 м/c,
αe = = 4м/с2.
Рис. 5
Векторы и будут направлены по оси Z вниз. Относительное движение – вращение винта, тогда
ωr = = 30 + 6t = 42 1/c, а εr = = 6 1/с2 .
Относительная скорость точки будет направлена по касательной к траектории движения точки лопасти, расположенной на расстоянии r = 2 м от оси вращения
Vr = ωr · r =42 · 2 = 84 м/c.
Ускорения точки лопасти будут найдены по формулам:
αrn = ωr2 · r = 422 ·2 = 3528 м/c2,
αrτ = εr · r = 6 · 2 = 12 м/c2.
Векторы ускорений будут лежать в плоскости вращения винта и направлены: – от точки к центру вращения, – по касательной к траектории движения точки лопасти.
Абсолютное ускорение найдём из проекций всех ускорений на координатные оси
Пример 11. Диск радиусом 1 м вращается вокруг неподвижной оси, перпендикулярной плоскости диска, по закону φ = 2/3πt3. По ободу диска перемещается точка М с относительной скоростью Vr = 10 м/с. Для момента времени t = 1 c определить абсолютную скорость и абсолютное ускорение точки М.
Рис. 6
Решение. Вращение диска относительно оси О – переносное, движение точки М по ободу диска – относительное. Вектор относительной скорости перпендикулярен отрезку ОМ в сторону вращения
Ve = we × OM = j ·R = 2π ·R = 2π.
Абсолютная скорость
Модуль абсолютной скорости найдём по теореме косинусов
Абсолютное ускорение найдём по выражению
так как переносное движение – вращательное вокруг оси, то в относительном движении точка М движется по ободу диска, следовательно
тогда полное выражение для абсолютного ускорения будет представлено в следующем виде
Каждое из ускорений найдём по модулю и покажем по направлению (рис.6):
Для определения направления ускорения Кориолиса , повернём вектор относительной скорости в сторону переносного вращения на угол 90°. Проведём через точку М оси координат и, спроецировав все ускорения на оси, найдём абсолютное ускорение:
Динамика
Пример 12. Самолет выполняет горизонтальный вираж согласно уравнениям x = 150sin 0,2t; y = 150cos 0,2t; z = 1200, где x,y,z измеряются в метрах, а время t – в секундах. Масса пилота равна 80 кг. Определить равнодействующую сил, с которой кресло и привязные ремни действуют на пилота.
Решение. Используя дифференциальные уравнения движения, определяем проекции искомой силы на оси координат:
Rx = m x¢¢ = – 80×6sin 0,2t;
Ry = m y¢¢ = – 80×6cos 0,2t;
Rz = mg + mz¢¢ = 80×9,81 = 784 H.
Вычисляем модуль равнодействующей
R =
Пример 13. В режиме прямолинейного горизонтального полета пилот включил форсаж двигателя и самолет начал двигаться по закону x = 200t + 2,5t2, где x измеряется в метрах, t – в секундах. Определить силу лобового сопротивления Q, если тяга двигателя на форсаже P = 55 kH, а масса самолета m = 7000 kг.
Решение. Задача относится ко 2-й основной задаче динамики. Составляем дифференциальное уравнение движения материальной точки.
mx² = P – Q; 7000 ·5 = 55 ·103 – Q;
Q = 55·103 + 35· 103 = 20 kH.
Пример 14. Во время взлета самолет отрывается от земли при скорости 320 км/ч. Колесо его шасси диаметром 600 мм и массой 60 кг продолжает вращаться после отрыва. Какой момент сил трения тормоза необходим для того, чтобы остановить колесо в течение 2 с? Колесо считать однородным диском. Трением в подшипниках пренебречь.
Решение. При решении задачи воспользуемся теоремой об изменении момента количества движения колеса относительно оси вращения oz: dLz/dt = Mze. Разделим переменные и проинтегрируем, получим Lz – Lzo = Mze·t.
Колесо остановится, следовательно Lz = 0. Кинетический момент вращающегося твердого тела Lzo = Jz ·w, где Jz = mR2/ 2, Mze = –Mтр – искомый момент трения тормоза, направленный против вращения колеса, wо = V/ R – начальная угловая скорость вращения колеса в момент отрыва от земли.
Окончательно получим
Jzwo/t = Mтр Þ Мтр = = = 400 Нм.
Пример 15. Посадочная скорость самолета 180 км/ч, коэффициент трения скольжения колес самолета о бетон посадочной полосы f = 0,5. Определить тормозной путь самолета, полагая, что сила тяги холостого хода двигателя уравновешивается силой лобового сопротивления. Подъемной силой пренебречь.
Решение. Воспользуемся теоремой об изменении кинетической энергии самолета на участке торможения:
= AF
Учитывая, что конечная скорость самолета V2 равна нулю, это выражение будет иметь вид
– m V/2 = AF
Поскольку сила тяги холостого хода двигателя и сила лобового сопротивления взаимно уравновешиваются, а сила тяжести и подъемная сила перпендикулярны перемещению самолета и, следовательно, не совершают работы при торможении, то работу совершает только сила трения.
Согласно закона Кулона модуль силы трения скольжения равен Fтр = fN = fmg, где принято, что сила нормального давления на колеса равна силе тяжести. Работа силы трения на тормозном пути L определяется
AF = Fтр·ds = - f mg L.
Таким образом, окончательно получаем – = – f mg L, отсюда
L = = = 255 м.
Пример 16. Самолет совершает посадку, имея некоторую вертикальную скорость снижения. Вес самолета G = 450 kH. Жесткость амортизационной системы с = 2·103 kH/м. Предполагая, что за время срабатывания амортизационной системы горизонтальная скорость самолета остается неизменной, а среднее значение подъемной силы Y = 416 kH, наибольшая осадка самолета h = 0,2 м. Определить вертикальную скорость посадки.
Решение. Воспользуемся теоремой об изменении кинетической энергии материальной точки
= AF.
Рассматривая только вертикальное движение самолета на участке от ненагруженного положения амортизаторов (момент посадки) до их полной деформации на 0,2 м, получим V2 = 0, V1 – требуется определить. Работу будут совершать сила тяжести – Аmg = mgh, подъемная сила – АY = Yh, упругая сила амортизаторов – АFyпр = - сh2/2.
Подставим в выражение кинетической энергии и получим
= mgh – Yh -,
откуда
V1 = = 1,2 м/с – жесткая посадка.
Решение. При правильном вираже центр тяжести самолета движется с постоянной по величине скоростью, тогда к заданным силам тяжести и подъемной добавим центробежную силу инерции`Фn.
Спроецируем данное выражение на оси Х и У
Y sin γ – Фn = 0; (1)
Y cos γ – G = 0. (2)
Из (2) Y = , подставим в (1)
G tgγ – Фn = 0,
где Фn = , тогда
Время виража
t =
Сопротивление матеоиалов
Пример 18. Проверить на прочность по допускаемой нагрузке стойку шасси самолета, воспринимающую нагрузку 1000 кН. Поперечное сечение стойки составляет 6000 мм2, материал – 30ХГСА, коэффициент безопасности равен 2.
Решение. 1. Согласно справочным данным находим для стали 30ХГСА предел текучести
σт = 800 МПа.
2. Определяем допускаемую нагрузку на стойку
[F] = = 600 ·800 /2 = 2400 kH.
Эксплуатационная нагрузка Fэ = 1000 кН меньше допускаемой нагрузки
[F] = 2400 kH, т.е. F < [F] условие прочности по допускаемой нагрузке выполняется.
3. Сделаем проверку по напряжениям
[] = [F] / A = 2400 ·103/ 6000 = 400 MПа.
Максимальное напряжение, исходя из эксплуатационной нагрузки
= Fэ / А = 1000 ·103/6000 = 166,6 МПа,
т.е. < [σ] и условие прочности выполняется.
Пример 19. Проверить на прочность трубчатую дюралюминиевую тягу управления самолетом, если наибольшая растягивающая сила F = 3,5 kH, наружный диаметр тяги 20 мм, внутренний 15 мм, предел прочности для дюралюминия 400 MПа, запас прочности [n] = 5.
Решение. 1. Найдем площадь поперечного сечения тяги. Площадь кольцевого сечения
А =
2. Нормальное напряжение в тяге будет
σ = МПа.
3. Зная необходимый запас прочности, определяем допускаемое напряжение
[σ] = МПа.
4. Так как напряжение в тяге σ = 25,5 МПа меньше допускаемого напряжения [σ] = 80 МПа, то прочность тяги вполне обеспечена. Большая разница между действительными и допускаемыми напряжениями обусловлена соображениями устойчивости, так как тяга должна воспринимать не только растягивающую, но и сжимающую нагрузку.
Пример 20. Определить напряжение среза в поршневом пальце с внутренним диаметром 20 мм и наружным диаметром 30 мм, если диаметр цилиндра 150 мм, наибольшее избыточное давление газов в цилиндре 6 МПа (рис.7).
Решение. 1. Определяем давление на дно поршня
F = р =105975 МПа
2. Определяем площадь (их будет две) среза пальца
А = = 785 мм2
3. Определяем напряжение среза
τ = F/Аср = = 135 МПа.
Пример 21. Определить напряжение в стенках вала двигателя ВК-1, если наружный диаметр вала 92 мм, внутренний диаметр 76 мм, мощность, передаваемая валом, 13500 л.с., число оборотов 11560 в мин.
Решение. 1. Определяем величину крутящего момента
Тк = 9554·Р/n = 8211,9 Нм.
2. Величину полярного момента сопротивления определяем по формуле
Wρ = = 81650,9 мм3.
3. Определяем величину наибольших касательных напряжений
100,6 МПа.
Пример 22. Определить касательные напряжения t в обшивке фюзеляжа кругового сечения, подкрепленной одинаковыми стрингерами, при действии на вертикальное оперение силы Fв.о. = 300 кН, h = 2м, d = 3мм, R = 800 мм (рис.8).
Решение. 1. При действии силы Fв.о. фюзеляж будет испытывать кручение. При этом крутящий момент
Рис. 8
Ткр = Fв.о.×h = 300×2 = 600 кНм.
Величина погонных касательных потоков
Находим касательные напряжения в обшивке
Пример 23. Найти нагрузку Р на ручку управления рулем высоты, уравновешивающую расчетный шарнирный момент Мш = 360 Нм, а также проверить на прочность и вибрации тягу 5-6, если длина тяги 1,2 м, изготовлена из трубы 35х32 мм, материал – дюралюмин Д16Т, имеющий sв = 420 МПа, Е = 0,7×105 МПа, при следующих данных: r1 = 50 мм, r2 = 60 мм, r3 = 80 мм, r4 =100 мм, r5=120 мм, r7 = 100 мм, H = 600 мм, a1=30°, a2=30°, a3=8? (рис.9).
На самолете установлен двигатель, имеющий на основном эксплуатационном режиме работы число оборотов nэксп = 1600 об/мин.
Рис. 9
Решение. 1. Определяем нагрузку на ручку. Усилие S1-2 находим из рассмотрения равновесия руля
åМ0 = 0 S1-2×r1 cosa1 – Mш = 0,
S1-2 = .
Усилия во всех остальных тягах находим из условия равновесия качалок или рычагов относительно их осей вращения:
åМ3-2 = 0; S3-4×r3 – S1-2×r2 =0; S3-4 = ,
åМ4-5 = 0; S5-6×r5 cosa2 – S3-4×r4 = 0; S5-6 = ,
åМ6-7 = 0; S6-7×r6×cosa3 – S5-6 ×r6 = 0; S6-7 = .
Найдем нагрузку на ручку Р
åМ8 = 0; PH – S6-7×r7×cosa3 = 0; P =
По нормам прочности нагрузка на ручку при управлении рулем высоты должна лежать в пределах Рн.п.= 1,3…2,4 кН.
Берем ближайшее к вычисленному Р значение Рн.п.= 1,3 кН. Определяем коэффициент пересчета
kп =
Расчетные усилия в элементах проводки управления должны соответствовать Рн.п..
Sp5-6 = kп S5-6 =1,31×6= 7,86 кН
Проверим тягу на растяжение. Условие прочности
s £ k×sв.
Коэффициент, учитывающий уменьшение площади сечения и снижение прочности за счет концентрации напряжений у заклепочных отверстий для крепления наконечника тяги, k @ 0,8.
По «Справочной книге» А = 157,9 мм2,
s =
Запас прочности
Проверим тягу на сжатие, принимая, что сжимающая сила Рсж= Sp5-6. Находим Ркр для трубы заданных размеров из дюралюмина, при наличии шаровых опор: Ркр = 10 кН.
Следовательно, Sр5-6< Ркр.
Запас устойчивости
.
Проверим тягу на вибрацию. Во избежание резонанса частота собственных колебаний тяги n не должна лежать в диапазонах:
nэксп ± 300 об/мин = 1900 … 1300 об/мин
2nэксп ± 400 об/мин = 3600 …2800 об/мин
Определим собственную частоту колебаний n тяги 5-6 как балки с шарнирно закрепленными концами
где m – погонная масса тяги.
Вес погонного метра трубы 35х32 равен 4,5 Н/м, I = 2,21 см4.
m = ,
n =
Таким образом, частота собственных колебаний тяги не лежит в опасных диапазонах.
Продольная сила, сжимающая или растягивающая тягу, изменяет частоту собственных колебаний. Это учтено запасом ±300 и ±400 об/мин. Более точно влияние продольной силы на n может быть учтено при помощи формулы
nр = n
В формуле при сжатии принимается знак “-“, при растяжении знак “+”.
S – усилие в тяге при нагрузке на ручку Р.
Рассмотрим, как повлияет на собственную частоту тяги усилие от нагрузки на ручку Р = 250 Н:
S5-6 =
PЭйлера =
Коэффициент m = 1, так как тяга представляет собой стержень, шарнирно опертый с двух сторон.
При растяжении
при сжатии
Таким образом, при рассмотренной нагрузке Р, когда тяга работает на сжатие, собственная частота колебаний тяги находится в пределах опасного диапазона (вблизи 2nэ) и колебания в период действия силы Р близки к резонансным.
Пример 24. На консоль крыла самолета действует сплошная нагрузка, приведенная к трапеции, с наибольшей интенсивностью qA = 6 кН/м и наименьшей qB = 3кН/м. Построить эпюру изгибающих моментов, если длина консоли l = 6 м (рис. 10).
Решение. Условно будем считать, что трапеция состоит из прямоугольника высотой qВ и треугольника высотой qA – qВ. Тогда уравнение моментов для произвольного сечения на расстоянии Z от конца консоли будет иметь вид
Мх =.
Рис. 10
Интенсивность нагрузки в сечении Z определим из подобия треугольников
откуда qZ = .
Подставляя qZ в уравнение моментов, получим
Мх = .
Вычислим значение моментов в точках В, Е, D, C, A, давая переменной Z соответствующие значения.
При Z = 0, MB = 0.
При Z = l/4, ME = 1,5 ·.
При Z = l/2, MD = 1,5 ·.
При Z = 3/4l, MC = 1,5 ·.
При Z =l, MA = 1,5 ·(l)2 + 1/12 ·(l)3 = 1,5 ·36 + 216/12 = 72 кНм.
От нулевой линии откладываем полученные величины в определенном масштабе, и концы ординат соединяем плавной кривой.
Пример 25. Определить внутренний диаметр полуоси колеса шасси, если она изготовлена из специальной стали с допускаемым напряжением на изгиб [σ] = 300 МПа, и имеет наружный диаметр D = 75 мм. Расчетное усилие на одно колесо F = 80 кН, а = 150 мм (рис. 11).
Рис. 11
Решение. 1. Полуось колеса рассматриваем как консольную балку, жестко заделанную одним концом. Максимальный момент будет в заделке
Мmax = F ·a =80 ·0,15 = 12 кНм.
2. Определяем необходимый момент сопротивления из условия прочности
σmax =,
откуда WX = .
3. По найденному моменту сопротивления определим искомый диаметр из формулы
WX = 0,1 ,
d = .
Теория механизмов и детали машин
Пример 26. Провести структурный анализ и классификацию по Ассуру
Артоболевскому для заданной схемы механизма автомата-перекоса вертолета. Ведущее звено АВ отмечено круговой стрелкой (рис. 12).
Решение. Подсчитывается степень подвижности механизма по формуле Чебышева. Для этого определяется число подвижных звеньев n = 7, число кинематических пар 5 класса Р5 = 10. В механизме отсутствуют пассивные связи и звенья, вносящие лишние степени свободы. Степень подвижности
W = 3n – 2Р5 – Р4 = 3·7 - 2·10 – 0 = 1.
1. Ведущее звено задано в условии задачи, и оно должно быть одно, так как W = 1.
2. Механизм расчленяется на группы Ассура. Вначале отделяется группа Ассура второго класса, образованная звеньями 7 и 6 (LKG), затем группа второго класса, состоящая из звеньев 5 и 4 (HEF), и, наконец, группа второго класса, составленная звеньями 3 и 2 (DCB).
3. На этом расчленение механизма заканчивается, так как остались ведущее звено 1 и стойка 8.
4. Записывается формула строения механизма
I(1) → 2(2,3) → 2(4,5) → 2(6,7) .
В этой формуле римская цифра I обозначает ведущее звено, арабские – классы присоединяемых групп (2), а индексы указывают, какие звенья образовали ведущее звено и присоединяемые группы.
Из формулы строения механизма видно, что наивысший класс присоединенных групп – второй, поэтому механизм автомата-перекоса вертолета следует отнести ко второму классу.
Пример 27. Для редуктора (рис. 13) подсчитать передаточное отношение U15, если z1 = z4 = 30, z2 = z5 = 20 и z3 = 80, а также найти числа оборотов колеса 5 и сателлита 4 при n1 = 50 об/мин.
Решение. 1. Редуктор двухступенчатый: первая ступень (не планетарная) – от колеса 1 к колесу 2; вторая (планетарная) – от водила Н к колесу 5.
2. Подсчитываем передаточные отношения отдельных ступеней. Для первой ступени имеем
U12 =
откуда n2 = – 3/2n1= – 75 об/мин, так как n2 = nH, то nH = – 75 об/мин; для второй ступени имеем
UH5 = .
3. Передаточное отношение редуктора
откуда
n5 = – 7,5n1 = – 7,5 50 = – 375 об/мин.
4. Подсчитываем число оборотов сателлита. Для этого запишем формулу для элементарной планетарной передачи, состоящей из колеса 3, сателлита 4 и водила Н
.
Так как n3=0, a nH = – 75 об/мин, то
откуда n4 = 125 об/мин, т.е. сателлит 4 вращается в ту же сторону, что и колесо первое.
Рис.
13