Статика

Пример 1. Ось одного из колес шасси вертолета крепится к фюзеляжу с помощью трех шарнирно закрепленных подкосов 1, 2, 3. Подкос 2 расположен в плоскости  XOZ, а подкос 3 – в плоскости YOZ.  Колесо нагружено тремя силами: F1= 4 кН, F2 =25 кН, F3 =8 кН, углы α = 30°, β = 60°. Определить усилия в подкосах 1, 2, 3, считая, что линии действия всех сил пересекаются в точке  О. Весом подкосов пренебречь.

                                                       

                                                   

Рис. 1

Решение. Рассмотрим равновесие колеса. На колесо действуют три активные силы , ,  и наложены связи – невесомые стержни 1, 2, 3. На основании аксиомы освобождаемости от связей, мысленно отбрасываем связи, заменяя их действие реакциями , ,, направленными от узла (растянутыми).

Составляем уравнения равновесия для колеса, находящегося под действием пространственной системы сходящихся сил , ,, ,  и . Силы , ,  и  лежат в плоскости XOZ, силы  и  лежат в плоскости ZOY:

 

  

 

  

         Знак “минус” в полученных значениях усилий  и  означает, что эти стержни в действительности сжаты.

Пример 2. Полетный вес самолета G = 30 кН, сила тяги P = 5 кН и проходит через центр тяжести самолета. Даны расстояния: a = 0,1 м; b = 0,06 м; L = 5 м. Найти подъемную силу`, силу лобового сопротивления  и силу`, нагружающую горизонтальное оперение, если самолет находится в равновесии.

Рис. 2

Решение. Рассмотрим равновесие самолета, к нему приложены две заданные силы, сила тяги  и вес  и три искомые силы: подъемная , сила лобового сопротивления  и сила, действующая на горизонтальное оперение`.

Поместим начало координат в центре тяжести самолета, в точке C, ось X направим по направлению полета, ось У  по вертикали вверх. Имеем плоскую систему произвольно-расположенных сил, составим три уравнения равновесия:

Xi  = 0;  PQ = 0;      Q = P = 5 kH;

Yi = 0;  YYг.о.  – G = 0;

M0(Fi) = 0; –  G·a + Yг.о.·(L – а) –  P·b = 0;

Yг.о. = P·b + G·a / L – a = 5·0,06 + 30·0,1 /4,9 = 673 H.

Из второго уравнения:

                                  Y = Yг.о. + G = 30,673 kH.

Кинематика

Пример 3. При взлете самолет совершает разбег по закону x = 1,8t2, где

x измеряется в метрах, а время t – в секундах. Определить длину и время разбега, если скорость отрыва равна 320 км/ч.

Решение. Находим скорость самолета при разбеге в зависимости от времени V = dx/dt = 3,6t м/с. Учитывая, что конечная скорость разбега равна скорости отрыва Vотр = 320км/ч  89 м/с, определяем время разбега:

Vотр = 3,6t =>   t = Vотр/3,6 = 24,7 c.

Тогда длина разбега l = x = 1,8t2 = 1097 м.

Пример 4. При штопоре центр масс спортивного самолета движется согласно уравнениям: x = 8sin 1,8t;  y = 8cos 1,8t;  z = 34t + 3t2, где координаты x, y, z измеряются в метрах, а время t – в секундах. Ось OZ направлена вниз. Определить скорость, полное, касательное, нормальное ускорения и радиус кривизны траектории самолета в начальный момент времени.

Решение. Находим скорость центра масс самолета для момента времени  t = 0:

полное ускорение:

 

Находим касательное ускорение

Вычисляем нормальное ускорение из формулы

Определяем радиус кривизны траектории:

Пример 5. Посадочная скорость самолета V0 = 288 км/ч = 80 м/с, ускорение от сил торможения постоянно и равно = 4 м/с2. Определить уравнение движения самолета после приземления, длину и время пробега.

Решение. По известным кинематическим характеристикам движения точки найдем уравнение движения. Движение самолета замедленное.

Запишем выражения для равнопеременного движения

   и       ,

т.к. скорость в конце пробега будет = 0, то время

 

t = V0 /ax  = 20 c,

тогда длина пробега

L = S = 8C·20 – 4·400/2 = 800 м.

Вращательное движение твердого тела

Пример 6. С момента выключения мотора пропеллер самолета, вращающийся с угловой скоростью, соответствующей n = 1200 об/мин, сделал до остановки 80 оборотов. Найти, сколько времени прошло с момента выключения мотора до остановки пропеллера, считая его вращение равнозамедленным.

Решение. Воспользуемся формулами равнопеременного вращения тела:                                  и 

считая  = 0 и в момент остановки ω = 0 будем иметь:

 и 

Если пропеллер сделал 80 оборотов, то его угол поворота φ = 2π80 = 160π радиан, причем ω0 = πn/30 = 40π 1/с.

Таким образом получаем два уравнения:

Отсюда находим:

ε = 40π/t;     160π = 40πt,

следовательно

t =

Пример 7. При выходе на рабочий режим ротор газотурбинного авиадвигателя вращается согласно уравнению  φ = 200πt + 15πt2 , где φ измеряется в радиалах, а время t – в секундах. Определить скорость и ускорение расположенного на расстоянии R = 475 мм от оси вращения центра тяжести лопатки ротора через 4 с после начала вращения.

Решение. Используя дифференциальные зависимости между углом поворота и угловой скоростью, угловой скоростью и угловым ускорением:

 и

найдем 

Находим скорость и ускорения центра тяжести лопатки

V = ω ·R = 320π  ·0,475 = 477,3 м/с,

касательное ускорение at = e × R = 30p × 0,475 = 44,8 м/с2,

нормальное ускорение аn = w2×R = (320p)2× 0,475 = 479570,9 м/с2.

При вращении тел с большими угловыми скоростями, касательное ускорение точки ничтожно мало по сравнению с нормальным ускорением, поэтому принимаем ускорение центра тяжести лопатки

Пример 8. Зубчатое колесо 1 с числом зубьев z1 = 80 начинает вращаться равноускоренно из состояния покоя с угловым ускорением ε = π 1/c2 и приводит в движение находящееся с ним во внутреннем зацеплении колесо 2 с числом зубьев z2 = 20.

Определить угловую скорость колеса 2 и ускорение точки В, лежащей на ободе этого колеса через 10 с после начала движения, если радиус колеса 2 равен r2 = 150 мм.

Решение. Допустим, что колесо 1 вращается в направлении, противоположном движению часовой стрелки, тогда скорость точки С зацепления колес будет направлена как указано на рис. 6 и, следовательно, колесо 2 будет вращаться в том же направлении, что и колесо 1, т. е. против часовой стрелки.

Для скорости точки С, принадлежащей одновременно и колесу 1 и колесу 2, будем иметь:

Vc = ω1 ·r1 = ω2 ·r2,

где ω1 и ω2 – угловые скорости колес 1 и 2, а r1 и  r2 – их радиусы. Следовательно,  Но  2π r1 = z1· p, а  2π r2 = z2· p,  где p – шаг зубчатых колёс,  отсюда

 или , а потому , т.е. угловые скорости сцепленных зубчатых колес обратно пропорциональны числам их зубьев,

Рис. 3

следовательно,

согласно формуле ω = ω0 + εt, получим ω1 = ε1·t = π·t 1/c, а потому ω2 = 4πt 1/c,

при t = 10 c, ω1 = 10π 1/c, ω2 = 40π 1/c.

Угловое ускорение второго колеса будет равно

Найдем скорость и ускорения точки В:

Vв = w2×r2 = 40p×0,15 = 6p = 18,8 м/с;

= e2×r2 = 4p×0,15 = 0,6p = 19 м/с2;

>= w2 2 ×r2 = (40p)2 ×0,15 = 240p2  = 2366,3 м/с2;

ав == 2366,3 м/с2.

Плоскопараллельное движение твердого тела

Пример 9. Кривошип ОА = r = 20 см центрального кривошипно-ползунного механизма ОАВ вращается с постоянным угловым ускорением

ε0 =  π/4 с-2 и с помощью шатуна АВ = l2= 60 см приводит в движение ползун В, перемещающийся в горизонтальных направляющих вдоль прямой, проходящей через ось шарнира  О (рис.4).

Для момента времени t1 = 2c построить мгновенный центр шатуна АВ и определить скорость и ускорение ползуна В, а также угловую скорость и угловое ускорение звена АВ, если φ0 = - 5/4π рад, ω0 = π 1/с.

Решение. Строим в масштабе механизм для заданного момента времени  t1 = 2 сек. Предварительно вычисляем угол φ, определяющий положение кривошипа. При ε1 = const вращение кривошипа будет равнопеременным, и угол φ будет изменяться по закону:            

Подставив значения φ0 , ω0 , ε , получим

при t = 2 с,  φ = 45° (рис.4).

Рис. 4

В рассматриваемом механизме кривошип является ведущим звеном, так как движение его задано. Находим скорость точки А, принадлежащей одновременно кривошипу и шатуну АВ

VA = r ·ω.

Вектор скорости  перпендикулярен оси кривошипа.

Угловую скорость ω1 кривошипа найдем из выражения

тогда                                VA = 0,2 ×p/2 = 0,1p м/с.

Ползун В совершает поступательное движение, и направление вектора VB его скорости нам известно.

Определяем мгновенный центр скоростей шатуна АВ. Он лежит в точке Р пересечения перпендикуляров к векторам скоростей  и    .

Перейдем к определению модуля скорости VB, который может быть определен с помощью теоремы о проекциях скоростей двух точек тела и с помощью мгновенного центра скоростей.

Применим оба способа.

1.                                    

откуда   

                                             

Угол α определим из треугольника ОАВ по теореме синусов

.

После преобразований для  можно получить такое выражение:

2.                       

Расстояния АР и ВР определяем из треугольника АВР. В нем известны все углы и сторона АB = l2.

На основании теоремы синусов

>

откуда       

или                           

Подставляя в выражение для скорости , имеем

получили то же самое выражение, что и первым способом.

Определяем угловую скорость шатуна АВ:

таким образом, в момент t1 = 2 c угловая скорость ω2 = ωАВ = 0,38 1/с.

Определяем ускорение ползуна В.

Вектор ускорения  направлен вдоль прямой ОВ (рис.4)

Вычислим модули векторов , , >:

;

Ускорение  определяем по формуле

Спроецируем векторное равенство для  на прямую АВ и ей перпендикулярную:

<![endif]-->

откуда

при  t1 = 2 c   ,

.

         Таким образом, угловая скорость шатуна ωАВ и его угловое ускорение εАВ имеют разные знаки. Следовательно, движение шатуна происходит замедленно.

Сложное движение точки

Пример 10. Вертолёт снижается вертикально согласно уравнению

Z = 5t + 2t2,

а его несущий винт вращается по закону

φ = 30t + 3t2,

где z координата (м); φ – угол поворота (рад); t – время (с). Ось  OZ направле-на вниз. Определить абсолютное ускорение точки лопасти винта, лежащей на расстоянии 2 метра от оси вращения в момент времени t = 2 с (рис.5).

Решение. Неподвижную систему отсчёта свяжем с Землёй, а подвижную – с вертолётом. Тогда вращение винта по закону φ = ƒ(t) будет представлять собой относительное движение, а движение вертолёта вниз – переносное. Скорость и ускорение переносного движения будут равны

Ve =  = 5 + 4t  =13 м/c,

αe =  = 4м/с2.

Рис. 5

                     

Векторы  и  будут направлены по оси Z вниз. Относительное движение – вращение винта, тогда 

                                                   

ωr =  = 30 + 6t = 42 1/c, а  εr =  = 6  1/с2 .

Относительная скорость точки будет направлена по касательной к траектории движения точки лопасти, расположенной на расстоянии r = 2 м от оси вращения

                                         Vr = ωr · r =42 · 2 = 84 м/c.

Ускорения точки лопасти будут найдены по формулам:

αrn = ωr2 · r = 422 ·2 = 3528 м/c2,

αrτ = εr  · r = 6  · 2 = 12 м/c2.

Векторы ускорений будут лежать в плоскости вращения винта и направлены: – от точки к центру вращения,  – по касательной к траектории движения точки лопасти.

Абсолютное ускорение найдём из проекций всех ускорений  на координатные оси

Пример 11. Диск радиусом 1 м вращается вокруг неподвижной оси, перпендикулярной плоскости  диска, по закону φ = 2/3πt3. По ободу диска перемещается точка М с относительной скоростью Vr = 10 м/с. Для момента времени t = 1 c определить абсолютную скорость и абсолютное ускорение точки М.

Рис. 6

Решение. Вращение диска относительно оси О – переносное, движение точки М по ободу диска – относительное. Вектор относительной  скорости перпендикулярен отрезку ОМ в сторону вращения

Ve  = we × OM = j ·R = 2π ·R = 2π.

Абсолютная скорость

Модуль абсолютной скорости найдём по теореме косинусов 

Абсолютное ускорение найдём по выражению

так как переносное движение – вращательное вокруг оси, то  в относительном движении точка М движется по ободу диска, следовательно

тогда полное выражение для абсолютного ускорения будет представлено в следующем виде

Каждое из ускорений найдём по модулю и покажем по направлению (рис.6):

  

Для определения направления ускорения Кориолиса , повернём вектор относительной скорости  в сторону переносного вращения на угол 90°. Проведём через точку М оси координат и, спроецировав все ускорения на оси, найдём абсолютное ускорение:

Динамика

Пример 12. Самолет выполняет горизонтальный вираж согласно уравнениям x = 150sin 0,2t; y = 150cos 0,2t; z = 1200, где x,y,z измеряются в метрах, а  время t – в секундах. Масса пилота равна 80 кг. Определить равнодействующую сил, с которой кресло и привязные ремни действуют на пилота.

Решение. Используя дифференциальные уравнения движения, определяем проекции искомой силы на оси координат:

Rx = m x¢¢ = – 80×6sin 0,2t;

Ry = m y¢¢ = – 80×6cos 0,2t;

Rz = mg + mz¢¢ = 80×9,81 = 784 H.

Вычисляем модуль равнодействующей

R =

Пример 13. В режиме прямолинейного горизонтального полета пилот включил форсаж двигателя и самолет начал двигаться по закону x = 200t + 2,5t2, где x измеряется в метрах, t – в секундах. Определить силу лобового сопротивления Q, если тяга двигателя на форсаже P = 55 kH, а масса самолета m = 7000 kг.

Решение. Задача относится ко 2-й основной задаче динамики. Составляем дифференциальное уравнение движения материальной точки.

mx² = PQ;  7000 ·5 = 55 ·103Q;

Q = 55·103  + 35· 103 = 20 kH.

Пример 14. Во время взлета самолет отрывается от земли при скорости 320 км/ч. Колесо его шасси диаметром 600 мм и массой 60 кг продолжает вращаться после отрыва. Какой момент сил трения тормоза необходим для того, чтобы остановить колесо в течение 2 с? Колесо считать однородным диском. Трением в подшипниках пренебречь.

         Решение. При решении задачи воспользуемся теоремой об изменении момента количества движения колеса относительно оси вращения oz: dLz/dt = Mze. Разделим переменные и проинтегрируем, получим  Lz – Lzo  = Mze·t.

         Колесо остановится, следовательно Lz = 0. Кинетический момент вращающегося твердого тела   Lzo = Jz ·w, где  Jz = mR2/ 2,  Mze = –Mтр – искомый момент трения тормоза, направленный против вращения колеса,  wо = V/ R – начальная угловая скорость вращения колеса в момент отрыва от земли.

         Окончательно получим 

Jzwo/t = Mтр  Þ Мтр =  = = 400 Нм.

Пример 15. Посадочная скорость самолета 180 км/ч, коэффициент трения скольжения колес самолета о бетон посадочной полосы f = 0,5. Определить тормозной путь самолета, полагая, что сила тяги холостого хода двигателя уравновешивается силой лобового сопротивления. Подъемной силой пренебречь.

Решение. Воспользуемся теоремой об изменении кинетической энергии самолета на участке торможения:         

 = AF

Учитывая, что конечная скорость самолета V2 равна нулю, это выражение будет иметь вид

m V/2 = AF

Поскольку сила тяги холостого хода двигателя и сила лобового сопротивления взаимно уравновешиваются, а сила тяжести и подъемная сила перпендикулярны перемещению самолета и, следовательно, не совершают  работы при торможении, то работу совершает только сила трения.

Согласно закона Кулона модуль силы трения скольжения равен Fтр = fN = fmg, где принято, что сила нормального давления на колеса равна силе тяжести. Работа силы трения на тормозном пути  L определяется

AF = Fтр·ds = - f mg L.

Таким образом, окончательно получаем  = – f mg L, отсюда

L = = = 255 м.

Пример 16. Самолет совершает посадку, имея некоторую вертикальную скорость снижения. Вес самолета G = 450 kH. Жесткость амортизационной системы с = 2·103 kH. Предполагая, что за время срабатывания амортизационной системы горизонтальная скорость самолета остается неизменной, а среднее значение подъемной силы  Y = 416 kH, наибольшая осадка самолета h = 0,2 м. Определить вертикальную скорость посадки.

Решение. Воспользуемся теоремой об изменении кинетической энергии материальной точки

  = AF.

Рассматривая только вертикальное движение самолета на участке от ненагруженного положения амортизаторов (момент посадки) до их полной деформации на 0,2 м, получим V2 = 0, V1 – требуется определить. Работу будут совершать сила тяжести Аmg = mgh, подъемная сила – АY = Yh, упругая сила амортизаторов – АFyпр = - сh2/2.

Подставим в выражение кинетической энергии и получим

 = mghYh -,

откуда                           

V1 = = 1,2 м/с – жесткая посадка.

Пример 17. Самолет весом G делает правильный вираж. Скорость самолета на вираже 200 м/с. Угол крена 450. Найти  радиус виража и время t виража.

Решение. При правильном вираже центр тяжести самолета движется с постоянной по величине скоростью, тогда к заданным силам тяжести  и подъемной  добавим центробежную силу инерции`Фn.

Спроецируем данное выражение на оси Х и У

         Y sin γФn = 0;                                        (1)

               Y cos γ – G = 0.                                             (2)

Из (2)  Y = , подставим в (1)

G tgγ – Фn = 0,

где  Фn = ,  тогда       

Время виража              

t =

Сопротивление матеоиалов

Пример 18. Проверить на прочность по допускаемой нагрузке стойку шасси самолета, воспринимающую нагрузку 1000 кН. Поперечное сечение стойки составляет 6000 мм2, материал – 30ХГСА, коэффициент безопасности равен 2.

Решение. 1. Согласно справочным данным находим для стали 30ХГСА предел текучести

σт  = 800 МПа.

2. Определяем допускаемую нагрузку на стойку

[F] = = 600 ·800 /2 = 2400 kH.

Эксплуатационная  нагрузка  Fэ = 1000 кН  меньше  допускаемой  нагрузки

[F] = 2400 kH, т.е. F < [F]  условие прочности по допускаемой нагрузке выполняется.

3. Сделаем проверку по напряжениям

[] = [F] / A = 2400  ·103/ 6000 = 400 MПа.

Максимальное напряжение, исходя из эксплуатационной нагрузки

= Fэ / А = 1000  ·103/6000 = 166,6 МПа,

т.е. < [σ]  и условие прочности выполняется.

Пример 19. Проверить на прочность трубчатую дюралюминиевую тягу управления самолетом, если наибольшая растягивающая сила F = 3,5 kH, наружный диаметр тяги 20 мм, внутренний 15 мм, предел прочности для дюралюминия 400 MПа, запас прочности [n] = 5.

Решение. 1. Найдем площадь поперечного сечения тяги. Площадь кольцевого сечения

А =

2. Нормальное напряжение в тяге будет

σ =  МПа.

3. Зная необходимый запас прочности, определяем допускаемое напряжение

[σ] =  МПа.

4. Так как напряжение в тяге  σ = 25,5 МПа меньше допускаемого напряжения [σ] = 80 МПа, то прочность тяги вполне обеспечена. Большая разница между действительными и допускаемыми напряжениями обусловлена соображениями устойчивости, так как тяга должна воспринимать не только растягивающую, но и сжимающую нагрузку.

Пример 20. Определить напряжение среза в поршневом пальце с внутренним диаметром 20 мм и наружным диаметром 30 мм, если диаметр цилиндра 150 мм, наибольшее избыточное давление газов в цилиндре 6 МПа (рис.7).

Решение. 1. Определяем давление на дно поршня

F = р =105975 МПа

2. Определяем площадь (их будет две) среза пальца

А =  = 785 мм2

3. Определяем напряжение среза

τ = Fср =  = 135 МПа.

Рис. 7

Пример 21. Определить напряжение в стенках вала двигателя ВК-1, если наружный диаметр вала 92 мм, внутренний диаметр 76 мм, мощность, передаваемая валом, 13500 л.с., число оборотов 11560 в мин.

Решение. 1. Определяем величину крутящего момента

Тк = 9554·Р/n = 8211,9 Нм.

2. Величину полярного момента сопротивления определяем по формуле

Wρ =  = 81650,9 мм3.

3. Определяем величину наибольших касательных напряжений

100,6 МПа.

Пример 22. Определить касательные напряжения t в обшивке фюзеляжа кругового сечения, подкрепленной одинаковыми стрингерами, при действии на вертикальное оперение силы Fв.о. = 300 кН, h = 2м, d = 3мм, R = 800 мм (рис.8).

Решение. 1. При действии силы Fв.о.  фюзеляж будет испытывать кручение. При этом крутящий момент

      Рис. 8

Ткр = Fв.о.×h = 300×2 = 600 кНм.

Величина погонных касательных потоков

Находим касательные напряжения в обшивке

Пример 23. Найти нагрузку Р на ручку управления рулем высоты, уравновешивающую расчетный шарнирный момент Мш = 360 Нм, а также проверить на прочность и вибрации тягу 5-6, если длина тяги 1,2 м, изготовлена из трубы  35х32 мм,  материал    дюралюмин  Д16Т,  имеющий  sв = 420  МПа, Е = 0,7×105 МПа, при следующих данных: r1 = 50 мм, r2 = 60 мм, r3 = 80 мм, r4 =100 мм, r5=120 мм, r7 = 100 мм, H = 600 мм, a1=30°, a2=30°, a3=8? (рис.9).

На самолете установлен двигатель, имеющий на основном эксплуатационном режиме работы число оборотов nэксп = 1600 об/мин.

Рис. 9

Решение. 1. Определяем нагрузку на ручку. Усилие S1-2 находим из рассмотрения равновесия руля

åМ0 = 0  S1-2×r1 cosa1Mш = 0,

S1-2 = .

Усилия во всех остальных тягах находим из условия равновесия качалок или рычагов относительно их осей вращения:

åМ3-2 = 0;  S3-4×r3 – S1-2×r2 =0;    S3-4 = ,

åМ4-5 = 0;  S5-6×r5 cosa2 – S3-4×r4 = 0;   S5-6 = ,

åМ6-7 = 0;  S6-7×r6×cosa3S5-6 ×r6 = 0;   S6-7 = .

Найдем нагрузку на ручку Р

åМ8 = 0;  PHS6-7×r7×cosa3 = 0;  P =

По нормам прочности нагрузка на ручку при управлении рулем высоты должна лежать в пределах Рн.п.= 1,3…2,4 кН.

Берем ближайшее к вычисленному Р значение Рн.п.= 1,3 кН. Определяем коэффициент пересчета

kп =

Расчетные усилия в элементах проводки управления должны соответствовать Рн.п..

                                         Sp5-6 = kп S5-6 =1,31×6= 7,86 кН

Проверим тягу на растяжение. Условие прочности

s £ k×sв.

Коэффициент, учитывающий уменьшение площади сечения и снижение прочности за счет концентрации напряжений у заклепочных отверстий для крепления наконечника тяги, k @ 0,8.

По «Справочной книге» А = 157,9 мм2,

s =

Запас прочности

Проверим тягу на сжатие, принимая, что сжимающая сила Рсж= Sp5-6. Находим Ркр для трубы заданных размеров из дюралюмина, при наличии шаровых опор: Ркр = 10 кН.

Следовательно,         Sр5-6< Ркр.

Запас устойчивости  

.

Проверим тягу на вибрацию. Во избежание резонанса частота собственных колебаний тяги n не должна лежать в диапазонах:

nэксп ± 300 об/мин = 1900 … 1300 об/мин

2nэксп ± 400 об/мин = 3600 …2800 об/мин

Определим собственную частоту колебаний n тяги 5-6 как балки с шарнирно закрепленными концами 

                                              

где m   погонная масса тяги.

Вес погонного метра трубы 35х32 равен 4,5 Н/м, I = 2,21 см4.

m = ,

n =

Таким образом, частота собственных колебаний тяги не лежит в опасных диапазонах.

Продольная сила, сжимающая или растягивающая тягу, изменяет частоту собственных колебаний. Это учтено запасом ±300 и ±400 об/мин. Более точно влияние продольной силы на n может быть учтено при помощи формулы

nр = n

В формуле при сжатии принимается знак “-“, при растяжении знак “+”.

S – усилие в тяге при нагрузке на ручку Р.

Рассмотрим, как повлияет на собственную частоту тяги усилие от нагрузки на ручку Р = 250 Н:

S5-6 =

PЭйлера =

Коэффициент m = 1, так как тяга представляет собой стержень, шарнирно опертый с двух сторон.

При растяжении

при сжатии

Таким образом, при рассмотренной нагрузке Р, когда тяга работает на сжатие, собственная частота колебаний тяги находится в пределах опасного диапазона (вблизи 2nэ) и колебания в период действия силы Р близки к резонансным.

Пример 24. На консоль крыла самолета действует сплошная нагрузка, приведенная к трапеции, с наибольшей интенсивностью qA = 6 кН/м и наименьшей qB = 3кН/м. Построить эпюру изгибающих моментов, если длина консоли  l = 6 м (рис. 10).

Решение. Условно будем считать, что трапеция состоит из прямоугольника высотой qВ и треугольника высотой qA – qВ. Тогда уравнение моментов для произвольного сечения на расстоянии Z от конца консоли будет иметь вид

Мх =.

Рис. 10

                                     

Интенсивность нагрузки в сечении Z определим из подобия треугольников

 откуда qZ  = .

Подставляя qZ в уравнение моментов, получим 

Мх = .

Вычислим значение моментов в точках В, Е, D, C, A,  давая переменной Z соответствующие значения.

При Z = 0,      MB = 0.

При Z = l/4,  ME = 1,5 ·.

При Z = l/2,   MD = 1,5 ·.

При Z = 3/4l, MC = 1,5 ·.

 При Z =l,       MA = 1,5 ·(l)2 + 1/12 ·(l)3 = 1,5 ·36 + 216/12 = 72 кНм.

От нулевой линии откладываем полученные величины в определенном масштабе, и концы ординат соединяем плавной кривой.

Пример 25. Определить внутренний диаметр полуоси колеса шасси, если она  изготовлена  из  специальной  стали  с допускаемым напряжением на изгиб [σ] = 300 МПа, и имеет наружный диаметр D = 75 мм. Расчетное усилие на одно колесо F = 80 кН, а = 150 мм (рис. 11).

Рис. 11

Решение. 1. Полуось колеса рассматриваем как консольную балку, жестко заделанную одним концом. Максимальный момент будет в заделке 

Мmax = F ·a =80 ·0,15 = 12 кНм.

2. Определяем необходимый момент сопротивления из условия прочности

σmax =,

откуда                    WX = .

3. По найденному моменту сопротивления определим искомый диаметр из формулы    

                                                       WX = 0,1 ,

d = .

Теория механизмов и детали машин

Пример 26. Провести структурный анализ и классификацию по Ассуру

Артоболевскому для заданной схемы механизма автомата-перекоса вертолета. Ведущее звено АВ отмечено круговой стрелкой (рис. 12).

Решение. Подсчитывается степень подвижности механизма по формуле Чебышева. Для этого определяется число подвижных звеньев n = 7, число кинематических пар 5 класса Р5 = 10. В механизме отсутствуют пассивные связи и звенья, вносящие лишние степени свободы. Степень подвижности

W = 3n – 2Р5 – Р4 = 3·7 - 2·10 – 0 = 1.

1. Ведущее звено задано в условии задачи, и оно должно быть одно, так как W = 1.

2. Механизм расчленяется на группы Ассура. Вначале отделяется группа Ассура второго класса, образованная звеньями 7 и 6 (LKG), затем группа второго класса, состоящая из звеньев 5 и 4 (HEF), и, наконец, группа второго класса, составленная звеньями 3 и 2 (DCB).

3. На этом расчленение механизма заканчивается, так как остались ведущее звено 1 и стойка 8.

                                                       

Рис. 12

4. Записывается формула строения механизма

I(1) → 2(2,3) → 2(4,5) → 2(6,7) .

В этой формуле римская цифра I  обозначает ведущее звено, арабские – классы присоединяемых групп (2), а индексы указывают, какие звенья образовали ведущее звено и присоединяемые группы.  

         Из формулы строения механизма видно, что наивысший класс присоединенных групп – второй, поэтому механизм автомата-перекоса вертолета следует отнести ко второму классу.

Пример 27. Для редуктора (рис. 13) подсчитать передаточное отношение U15, если z1 = z4 = 30, z2 = z5 = 20 и  z3 = 80, а также найти числа оборотов колеса 5 и сателлита 4 при n1 = 50 об/мин.

Решение. 1. Редуктор двухступенчатый: первая ступень (не планетарная) – от колеса 1 к колесу 2; вторая (планетарная) – от водила Н к колесу 5.

2. Подсчитываем передаточные отношения отдельных ступеней. Для первой ступени имеем

U12 =

откуда n2 = – 3/2n1= – 75 об/мин, так как n2 = nH, то nH = – 75 об/мин; для второй ступени имеем

UH5 = .

3. Передаточное отношение редуктора

откуда

n5 = – 7,5n1 = – 7,5 50 = – 375 об/мин.

4. Подсчитываем число оборотов сателлита. Для этого запишем формулу для элементарной планетарной передачи, состоящей из колеса 3, сателлита 4 и водила Н

.

Так как n3=0, a nH = – 75 об/мин, то

откуда  n4 = 125 об/мин, т.е. сателлит 4 вращается в ту же сторону, что и колесо первое.

Рис. 13



Hosted by uCoz